Мацуяма
Рождение шедевра
Великие мастера прошлого… начни считать, загибая пальцы, и сразу же понимаешь: пальчиков-то маловато природой отпущено человеку, всех великих не перечислить. Хорошо, давайте о гениях… Рождение их шедевров для меня непостижимая тайна. Тьма. Мучимый ли невыразимой душевной болью, шёл живописец, не разбирая дороги, и вдруг забрезжила смутно идея, призрачный иллюзорный свет. Или же образ явился мгновенно, зримо и выпукло: грянул гром среди ясного неба, разверзлись небеса и чей-то голос властно сказал: «Иди, нарисуй мадонну».
Или по обыкновению дерзкой своей натуры шлялся мастер по злачным местам и где-то в трактире увидел злодейскую рожу – поймал на себе взгляд, исполненный профессионального уголовного интереса; быть может, даже ощутил острие ножа в подреберье и, к радости искусствоведов обменяв кошелёк на жизнь, незамедлительно написал отрезанную голову в руках у грустящего мальчика, - один из лучших своих автопортретов...
Словом, не зря - ой, не зря! - столетиями человечество пытается разгадать улыбку Джоконды, имеется в творениях гениев прошлого некий не понятый нами секрет.
Зато с современным искусством всё просто. Глянешь на иное произведение и замысел его творца, как на ладони: «Срубить бы деньжат по-быстрому», - вот и вся художническая амбиция, загадок нет.
Процесс создания нынешнего шедевра выглядит так.
Сидит человек на диване и, зевая, листает Vogue; вполуха слушает телевизор; разглядывает картинки в сети. Затем стремительно вскакивает и энергично идёт в студию.
Студия – это огромное производственное помещение, чуть ли не заводской цех. В гулкой тиши громадной залы напряжённо трудятся какие-то люди: графические дизайнеры, проектировщики трёхмерных объектов, маляры.
А как же… даже у Рафаэля в мастерской сидели рисовальщики и гравёры, - так что же наш живописец будет лишён помощников? Конечно же, нет…
Художник хлопает в ладоши и кричит: «Hello guys».
Все отрываются от экранов и внимательно смотрят на шефа.
«Создаём очередной шедевр, - продолжает драть глотку художник, очи его сверкают. - Называется Intergalactic Help. Вперёд, погнали, сделаем это».
И понеслась работа:
Аллюзии на манекенщиц и прочих икон глянца; флора и фауна, заимствованные со складных ширм периода Эдо; шаблоны обоев с открытым исходным кодом из Интернета; фрагменты поп-культуры и жизни знаменитостей; сокровенные тайны тысячелетий в гримасах буддийских скульптур; композиционные стратегии мастеров европейского Возрождения; эстетические подсказки из истории модернистского искусства; техники абстрактного экспрессионизма; россыпи мусора цивилизации и бесчисленные кусочки брендового хлама, вездесущего на улицах городов нашего мира, - слова, в которых человек посвящённый тотчас узнает манеру живописи Мацуямы,
Что, конечно же, не случайно: не сами же мы их выдумали; это чуть подправленная нами цитата, описывающая метод японца, как нельзя более точно…
Впрочем, никого не хотел обидеть. Работы Мацуямы нам нравятся.
Мы находимся под сильным их впечатлением и готовы написать ещё один текст, - с биографией Томокадзу и комплиментами его отличным картинам. Его превосходным картинам. Прямо скажем, не самым плохим.
При оформлении страницы использованы репродукции картины Микеланджело Караваджо "Давид с головой Голиафа", творения Яёи Кусама (чёрный горошек на жёлтом фоне - к сожалению, не знаю названия) и работ Томокадзу Мацуяма: Intergalactic Help, So Happy Alone Abnormal, Daylight in my place, For You blue day tripper.