Малевич
Скажите Чёрный квадрат и сразу на ум приходит Малевич,
Даром, что за три десятилетия до того, как честолюбивый киевлянин начал малевать геометрические фигуры на выставке в Париже уже демонстрировалось полотно «Битва негров в пещере ночью» работы Альфонса Алле,
Но легкомысленный галл не претендовал на создание шедевра живописи,
А надо претендовать, надо иметь эту амбицию,
И тогда, возможно, к концу карьеры ты получишь право выставлять чистые холсты в подрамниках, и знатоки искусств с непроницаемо серьёзными лицами будут разглядывать эту пустоту,
И критики будут говорить: «Гений».
Казимир Малевич родился в Киеве 23 февраля 1879 года, о чём есть соответствующая запись в метрической книге костёла Святого Александра.
Отец его работал управляющим на сахароваренных заводах Терещенко, - дела требовали личного присутствия менеджера то там, то сям, и мотало Северина Антоновича по городам и весям империи,
- необъятной империи знаменитого киевского промышленника –
А что тут скажешь? Служба!
Вслед за главой семейства кочевала и семья: Моевка, Пархомовка, Волчок, Белополье, Конотоп… в 1896 году Малевичи очутились в Курске и спустя пару лет Казимир
- должно быть, с некоторым даже удивлением, -
обнаружил себя чертёжником на железной дороге.
У чертёжника имелась жена, дети и будущее, абсолютно лишённое хоть какого-нибудь просвета.
«Что-то пошло не так», - с ужасом осознал наш герой и уехал в Москву поступать в Художественное училище.
Не приняли.
С обескураживающей закономерностью через год ситуация повторилась: поехал поступать – не приняли.
Мы могли бы живописать все тернии – все неурядицы личной жизни и бытовые проблемы, и размолвки с самыми близкими – но зачем?
Победа над солнцем
В начале ХХ века в России сформировалось племя молодых и не очень нонконформистов, для которых не существовало академического искусства.
И каждый второй был вождь, и каждый первый глашатай…
«Я над всем, что сделано ставлю NIHIL», - гремел трибун в жёлтой кофте, и тревожно ворочались, переворачивались в гробах классики,
Ибо там, где классик назовёт лягушку лягушкой, эти деятели пустятся гальванизировать существительное, и упражняются в словотворчестве, «пока не добьются иллюзии, что у слова отрастают лапы…»,
И победно звучала «Победа над солнцем»,
И на заднике сцены, сменяя дневное светило, всплывал чёрный квадрат, - минута славы Казимира Малевича, отвечающего в постановке за декорации и костюмы…
Но минуты славы было мало амбициозному киевлянину.
Magnum opus
В 1915 году он пишет картину, ставшую его magnum opus, его главным, его самым значительным произведением: чёрный четырёхугольник на белом фоне,
– да-да, с точки зрения геометрии фигура не имеет строгих прямых углов, и это принципиальная позиция автора: нуль формы, нуль цвета, полная беспредметность, -
первый шаг к чистому творчеству,
точка отсчёта нового мира
СУПРЕМАТИЧЕСКИЙ ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ.
Галерея
Квадраты Малевича
Малевич неоднократно возвращался к образу чёрного квадрата. Сейчас известно четыре авторских повторения. Было бы и больше, да бдительные искусствоведы всякий раз дают от ворот поворот многочисленным претендентам - дескать, низкокачественная подделка.
Экспертов на мякине не проведёшь: чуть ли не на зуб холсты пробуют. Просвечивают специальной аппаратурой. В процессе работы случаются неожиданные открытия. Так изучая методом рентгеноскопии тот экземпляр, что хранится в Эрмитаже, учёные обнаружили надпись. Надпись выполнена карандашом по высохшему слою белил, состоит из трёх слов и - цитирую сотрудника отдела научной экспертизы Екатерину Воронину - "прочитана нами, как "битва негров" предположительно "ночью".
Что за негры? - может возникнуть вопрос у читателя.
Но у бдительных искусствоведов вопросов не возникает. Ибо на каждый вопрос эти деятели давным-давно знают ответ. И нам, доморощенным культуртрегерам, остаётся лишь повторить общеизвестный факт: в 1882 году некто Альфонс Алле на выставке "Отвязанного искусства" шутки ради демонстрировал чёрное почти квадратное полотно, названное им "Битва негров в пещере ночью".
Что ж... так бывает, одно и то же озарение приходит в разные головы, пусть и с разницей в тридцать лет...
Поэтому красный квадрат Малевича в каталоге выставки 1915 года указан, как "Живописный реализм крестьянки в двух измерениях". А у француза (1884 год) такое же монохроматическое полотно названо попросту, без супрематической позы: "Уборка урожаев помидоров на берегу Красного моря апоплексичными кардиналами".
Интересно, а какое название парижский шутник припас для "Белого на белом"? А вот: "Анемичные девицы идут к первому причастию в снежную пору"...
Что ж... всё это не более, чем любопытно.
Но скажите Чёрный квадрат и сразу на ум приходит Малевич.