Немного истории
Харьковский художественный музей
Харьковский художественный музей обладает совершенно изумительным собранием западноевропейской живописи XVII – XIX столетий, - сходите и убедитесь сами. Ведь даже в первоклассных галереях с мировым именем, по большому счёту, ничего нового: там Рембрандт, там Леонардо да Винчи. А здесь в старинном особнячке по адресу улица жён Мироносиц, 11 что ни шаг, то открытие: Андреа Сакки, Франческо Фурини, Ян ван Скорель… кто все эти люди?
Оказывается, живописцы.
Начало коллекции положил вездесущий Каразин. В 1805 году он приобрёл несколько тысяч офортов и по бедности своей не смог подарить их основанному по его инициативе местному Университету, а предложил купить.
Правление только крякнуло. Сумма-то значительная.
К тому же, надо заметить, что в те времена указанное учебное заведение существовало исключительно за счёт благотворительных взносов.
И всё же средства нашлись: неугомонному энтузиасту всех харьковских начинаний заплатили 5000 рублей (пять тысяч рублей прописью!!!), о чём сохранилась соответствующая запись.
Лиха беда начало: иные оболтусы, закончив обучение, немедленно забывали то место, где протирали штаны на заре своих юных лет, но отдельные выпускники сохраняли чувство нежной привязанности к альма-матер на долгие годы и, случалось, одаривали мать-кормилицу с щедростью не обременённой заботами о хлебе насущном души: собрание произведений искусств множилось и быстро переросло университетские рамки, музей стал городским, открыв двери самой широкой публике.
Потом грянула революция – как и везде, вокруг Харькова творились содом и гоморра; весёлые мужички пускали красного петуха брошенным на произвол судьбы помещичьим усадьбам; крестьянские подводы, тяжело груженные хозяйским добром, медленно тащились по дорогам.
В монастырях звонили колокола. Братия усердно молилась.
Затем появились мужчины с красными звёздами на фуражках и реквизировали у всех всё,
- всё, имеющее ценность: церковную утварь, картины, -
Фонды музея вновь умножились – он стал именоваться Центральным художественно-историческим музеем.
Впрочем, практически сразу же почти всё, - всё, имеющее хоть какую-то заметную ценность, - было продано на зарубежных аукционах и в 1922 году с музеем случилась очередная метаморфоза: он превратился в Социальный музей имени Артёма.
Перипетии тридцатых: в 35-м открыта УГКГ (Украинская государственная картинная галерея). Спустя пару лет всё украинское вычистили как из её хранилищ, так и из коллектива сотрудников… страшные времена.
Потом война. Лишь малую часть картин удалось эвакуировать. Основная же часть коллекции осталась в Харькове. Особо не церемонясь, оккупационные власти использовали музейные экспонаты для своих нужд, украшая шедеврами мировой живописи кабинеты учреждений, офицерские столовые и бордели.
Опять же инстинкт захватчика – очень многое было вывезено в Германию.
Что не успели растащить, сожгли.
Как Феникс из пепла, возродился музей после войны, став лучше и краше прежнего… воспитанные на голливудской классике мы все непроизвольно ожидаем примерно такой хэппи-энд.
Но правда жизни заключается в том, что в ней почти нет счастья.
К тому же ещё не конец.
За несколько дней до освобождения Харькова фашисты сожгли просторное пятиэтажное музейное здание, специально построенное для хранения и экспозиции живописи.
Новым домом Харьковского государственного музея украинского искусства (музей в очередной раз поменял имя) стал бывший особняк Игнатищева.
В постройке были повреждены фасады, выбиты окна, - обитель муз делила это пристанище с несколькими общественными организациями, художественными мастерскими и столовой райтреста.
Потихонечку зарубцевались раны, нанесенные войной: музей прочно обосновался в доме-дворце дореволюционного пивовара, стал полновластным хозяином здания.
Может оно и к лучшему.
Ведь особняк строил сам архитектор Бекетов. Рука мастера чувствуется, это вам не нынешний новодел.
Места для экспозиции вполне хватает, - на сегодняшний день в фондах музея числится около двадцати пяти тысяч экспонатов, - едва ли одна треть от довоенного их количества.
Как говорится, остатки былой роскоши.
И всё же роскошь есть роскошь.
Где ещё вы увидите работы Гвидо Рени, Виллема Дейстера, Николя де Ларжильера…
«Кто это?», - спросите вы.
О! это великие мастера.
Приходите и убедитесь.
Как минимум две картины – «Портрет гугенота» и «Святой Иероним» Балтазара Деннера - производят реально сильное впечатление.
Экспозиции
Харьковский художественный музей
В музее четыре экспозиции: «Украинское и русское искусство XVI – начала XX века», «Фарфор XVIII – начала XX века Германии, Австрии, Франции, России, Англии, Дании», «Западноевропейское искусство XV – XIX столетий», «Украинское народное искусство».
Из европейцев лучший - как на наш скромный взгляд - Деннер.
Фарфоровые фигурки
Вышиванки
А об экспозиции украинского и русского искусства читайте отдельный текст.
При оформлении страницы использованы репродукции картин Харьковского художественного музея, скан дореволюционной бумажной открытки и чьи-то безымянные фото.
ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ