TRIPANDТРЁП

Прогулки по Тбилиси

Казённый театр

Не одни лишь незамужние дамы охочи до поэтического слова. Признаться, я и сам любитель, употребляю. Особенно подшофе или в утилитарных целях, - незнакомку охмурить, собеседника озадачить, абзацы в тексте связать друг с другом. Белла Ахмадуллина очень подходит: «Начну издалека, не здесь, а там, начну с конца, но он и есть начало. Был мир как мир. И это означало всё, что угодно в этом мире вам».

Итак, начну с конца, но он и есть начало. Как вы, возможно, помните, караван-сарай Тамамшева в 1874 году сгорел. С лавками, с товаром, с первым в Тифлисе оперным и драматическим театром. Весь. Вчистую. Дотла. Вот беда, так беда, прямо огорченье. Но словно птица Феникс, способная возрождаться из пепла, восстал караван-сарай. Ещё краше, ещё пышнее, с лавками, с товаром, - только театру места в нём уже не нашлось. Между нами, я нисколько не удивлён.


Ну что ж, цирк уехал, а клоуны остались. Виноват, - труппа на месте и каждый жаждет ангажементу. Каждый жизнь готов положить на алтарь служения искусству. Свой дар, свой талант, всего себя отдать этой святой сцене, - слышите? – святой сцене, а не затрапезному помещению на Водовозной улице, которое городская власть выделила с барских щедрот бедолашным погорельцам. Да и взыскательная публика уже не мыслила себе оперного пения без удобного кресла, обитого бархатом, без тысячесвечовой золочёной люстры, без буфетной, без фаянсового толчка.

Архитектор Шрётер Виктор Александрович
Шрётер

Сочинение проекта поручили Виктору Александровичу Шрётеру, профессору столичного института гражданских инженеров, академику архитектуры, генералу. Выходец из балтийских немцев, он умел строить солидно, а вместе с тем экономно, - очень ценное качество в условиях ограниченного финансирования.

А бюджет, честно сказать, и впрямь оказался скудноват, особо не разгонишься. Лучшие люди города, миллионщики, доставали из карманов жилеток золотые Брегеты, скорбно смотрели на циферблаты, вздыхали тяжко: «Ох-хо-хо, нелёгкие времена». И что ты им скажешь? – Воронцова уже нет, Сталина ещё нет, - основная забота о наполнении сметы легла на государство. Строительство обошлось в семьсот пятьдесят тысяч рублей золотом, львиную долю средств выделила казна, за что театр и поплатился прозванием «Казённый».

Возводить здание начали в 1880-м, к 1996-му закончили, - отпраздновали событие премьерой, давали «Ивана Сусанина» Глинки.

Грузинский Театр оперы и балета
имени Закария Палиашвили

Театр оперы и балета в Тбилиси
Театр оперы и балета в Тбилиси

Одним на всю жизнь запомнился бурный успех баритона Л.Г. Яковлева, певшего в 1899 году Евгения Онегина. Однажды он бисировал арию «Увы, сомнений нет» шесть раз кряду, - помните? – вряд ли. Другим запечатлелся образ Татьяны в исполнении умной и задушевной певицы Плехановой. Третьих сводили с ума антраша Чабукиани и фуэте незабвенной Нины Ананиашвили. Четвёртые боготворили Зураба Соткилава, пятые – Лемешева.


Но мы, друзья, расскажем о Шаляпине. Да-да, о Фёдоре Ивановиче. Ибо, как говорил сам народный артист... первый, кстати, народный артист Республики... как говорил Шаляпин, рождён он был дважды: для жизни – в Казани, для музыки – в Тифлисе.

сюда
туда

Прогулки по Тбилиси: жми сюда и читай ещё несколько текстов


.
История Картли

История Картли

У Грузии история есть

let's go
Путь на Кавказ

Путь на Кавказ

Хомченко, Пушкин, Толстой и другие попутчики

Let's go