Прогулки по Харькову
Улица Веснина
Улица Веснина в Харькове… один километр по прямой от Летопарка и южной ограды Парка имени Горького до кладбища № 2,
- десять минут быстрого хода –
но мы же на кладбище не торопимся?
Нет, мы будем идти медленно, мы будем крутить головой во все стороны, задаваться каверзными вопросами, например, такими:
«А кто, собственно, такой этот Веснин? Чем он дорог городу Харькову?».
Google знает сотни, если не тысячи Весниных, нас интересуют архитекторы Веснины, три знаменитых брата: Леонид, Александр и Виктор, - Виктор прежде всего.
Академик, обладатель всех мыслимых и немыслимых чинов и регалий, работы Виктора Александровича сочетали красоту и целесообразность, сам Ле Корбюзье восхищался его вкусом…
О! если бы Харьков был таким, каким его видел Веснин, те миллионы людей, стремившиеся побывать в этом красивейшем городе мира, долго бы не ломали голову в размышлениях: «Куда сходить? Что посмотреть?», - ибо ответ очевиден: Театр массового музыкального действа.
Сто сорок четыре участника дерзнули соревноваться в международном конкурсе 1931 года на проект театра, соответствующего духу эпохи… сто сорок четыре участника, две трети из них иностранцы, и у каждого отвисла челюсть, когда они увидели проект Веснина.
Дерзость и мощь идей впечатляла.
Многие сложные вопросы, поставленные заданием перед проектировщиками, получили исчерпывающее разрешение и при том в исключительно простой форме.
Входы размещены по круглому периметру здания. Централизованные с развитым фронтом гардеробы, со светлыми и просторными проходами от них в партер и по двойным пандусам в амфитеатр, - вся эта существенная часть, столь запутанная даже в лучших театрах, решена Весниным стильно, ясно, удобно. Зрительный зал имеет вид неполного круга в плане, места в нём размещены сплошным амфитеатром по наклонной слегка вогнутой поверхности; в зале нет ни ярусов, ни балконов.
Но главная новация - сцена.
Она трансформировалась в зависимости от задач.
Первый вариант - с обычной сценой, декорациями и четырьмя тысячами мест, - предназначался для сугубо классических постановок: оперы, музыкальной драмы, комедии. Второй - для спортивных праздников и цирка. Сцена при помощи специальных приспособлений превращалась в арену, а количество зрителей увеличивалось до пяти тысяч человек. Третий вариант предусматривался для заседаний, манифестаций и народных собраний. Здесь сцена превращалась в продолжение зрительного зала, а колонны демонстрантов должны были шествовать мимо неё через два боковых выхода. При этом участвовать в действе могло до шести тысяч людей массовки, около сотни персон из элиты и их приспешников, а также один вождь,
- ведь вождь всегда только один -
стоит на трибуне, улыбается довольно в усы…
О победителе конкурса долго не спорили, - конечно же, Веснины.
Немедленно приступили к строительству.
Под стройплощадку отвели шикарное место (теперь здесь сквер Победы… ну тот, где «Зеркальная струя» и храм Святых Жён-Мироносиц).
Успели воздвигнуть артистические уборные, но тут столицу перенесли из Харькова в Киев, и дело само-собой сошло на нет.
Гримёрки переделали в жилой дом, - невзрачная серая коробка на улице Чернышевской - а на месте пустыря устроили троллейбусное депо.
Впрочем, даже если бы начатое довели до конца, - до меди оркестра, до красной ленточки, до речей городских властей и до торжественного банкета – не факт, что в начале третьего тысячелетия мы могли бы любоваться шедевром конструктивизма.
В годы Второй мировой Харьков значительно пострадал от бомбёжек и артиллерийских обстрелов, - как знать, вполне возможно, и от грандиозного творения академика Веснина осталась бы лишь груда камней...
Во всяком случае, улица Новопроложенная (так в ту пору именовалась улица Веснина) превратилась в сплошную руину.
Что ж… война…
Что посмотреть?
В первое послевоенное десятилетие улицу полностью отстроили, - многоэтажные жилые дома и несколько общественных зданий неинтересной архитектуры.
По адресу Веснина, 5а находится корпус технического университета.
Чуть далее - Украинский Государственный научно-исследовательский углехимический институт. В нём, судя по названию, что-то химичат с углём… смешно сказал: с углём химичат не здесь и совершенно другие люди, а тут так, с пробирками возятся…
На противоположной стороне, - там, где латинской буквою «V» расходятся в стороны улицы Чернышевская и Алчевских, образуя небольшой треугольный скверик, - имеется локация для отдыха.
Скамейки, деревья, газоны.
На лавочках сидят горожане, отдыхают от забот-хлопот.
В глубине скверика – памятник подпольщикам и партизанам Харьковщины. Суровы их каменные черты, с нескрываемым осуждением зыркают они на отдыхающих, - те и впрямь хороши, сидят в общественном месте и пиво дудлят.
На общем фоне если и не разрухи, то вполне очевидной запущенности выделяется ухоженным видом здание на Веснина, 12.
Не удивительно: здесь расположено Управление защиты экономики.
Как-то так и должна выглядеть защищённая экономика: аккуратные недавно побеленные фасады, тщательно подстриженные лужайки, красивые кованные заборы, вдоль заборов стоят мужчины в костюмах и с удочками.
Ловят крупную рыбу.
Увы, крупная рыба на Веснина не водится, - всё больше, какая-то мелочь: та часть населения, что пользуется трамваем.
Дребезжа и всхлипывая, катят вагоны по рельсам, чтобы рухнуть вниз, в Журавлёвский спуск и катить дальше к окраинам, за тридевять земель, к чёрту на кулички… по гамбургскому счёту, это единственное место, ради которого и стоит прийти на улицу Веснина, - отсюда открывается сногсшибательный вид на Журавлёвку и Салтовку… чтоб вы знали, издалека да в ночном сиянии электричества даже спальники выглядят потрясающе.
При оформлении страницы использованы фото: Андрей Николаевич Хомченко, Станислав Брюшков, чьи-то ещё